Проект программы «Музейная педагогика» «ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ»

 

Главная цель проекта – помочь подросткам и старшеклассникам осмыслить влияние личности отдельного человека на ход истории, на окружающих его современников, а также – на последующие поколения.

В ходе реализации проекта школьники смогут ответить на вопросы: откуда берутся герои духа, как они делают нравственные выборы, какие мотивы сокрыты в их подвигах, как рождаются великие дела и, наконец, каким образом любой наш поступок влияет на историю страны. Конечно, у современных подростков сейчас свои кумиры, но никто и не собирается низвергать их, уличать их в предпочтениях, так как это – часть становления личности, часть возрастания в умении делать нравственный выбор в еще только формирующихся ценностных предпочтениях. Наша цель – просветить, то есть пролить свет, дать альтернативу интеллектуальному просвещению именно в подростковом и юношеском возрасте, в тот момент, когда познание себя и своей роли среди других – основная возрастная задача.

Методологическую основу нашего проекта составляет мысль святителя Феофана Затворника о необходимость «образования сердца». Новое знание о личности, жизнь и дела которой запали бы в сердце юного человека и заставили бы его оглянуться на себя. На свое сердце. Феофан Затворник подробно анализирует процесс познания и образования, выделяя при этом три компоненты: образование ума, образование воли и образование сердца. В основе образования, по мысли святителя, должны лежать духовные основания, так как «сначала нужно прочно напечатлеть в сознании и сердце основные нравственные истины, а уже затем на подобном крепком фундаменте строить всю систему научного образования»

В своих трудах святитель настойчиво проводит мысль, что плодотворным будет только то образование, которое развивает не один лишь ум, но и, главным образом, сердце. Без последнего образование будет односторонним, порождая эффект «переразвитых детей», внутренне при этом пустых, холодных, «бездушных». Задумаемся в связи с этим над следующим размышлением святого: «Многим кажется достаточно для этого развивать: развивай, говорят, природу. Как из семени, прозябшего и раскрывшегося, выходит растение или дерево, совершенное в своем роде, так и человек выйдет совершенным, если развить все сокрытое в естестве его. По-видимому, что может быть разумнее и основательнее такого положения? А выходит совсем не то, что чается. Например, развивая эстетическую сторону, окружают питомца изящными предметами и самого приучают к искусствам. Мало-помалу раскрывается вкус, но вместе с тем показываются и разного рода похотствования, и притом в формах весьма не изящных. Чтобы приучить себя держать с достоинством, вводят питомца в общество и открывают ему все приемы приличного обхождения. В некоторой мере цель достигается, но вместе с тем внедряется гордость, спесь, своенравие, неприступность, презорство к низшим и низость пред высшими. Приучают и к разного рода предприимчивости и деятельности, и в этом бывает успех, но не с меньшим успехом вырастают корыстность, интересанство (пустой интерес) и безжалостность. Так и во всем. Оттого там, где без разбора развивают все, что ни находят в человеке, вместе с сродным ему, развивают и не сродное, и в естестве нашем является много паразитов, которые нередко заглушают и иссушают естественные ветви. Значит, не все надобно развивать, а иное развивать, иное же подавлять и искоренять» [28].

Основная форма реализации проекта – это цикл встреч с учащимися, в рамках которых им предстоит погружение в образ исторической личности. Встречи проводят просветители, волонтеры, желательно с педагогическим образованием.

просветителю необходимо:

  • четко продумать тему, цель, объем информации, количество частей учебной информации, их структуру;
  • подготовить информационный образ, на который будет наноситься опорная схема (логически структурированная учебная информация);
  • показать связь материала с информационным образом (почему именно этот образ поможет запомнить данный материал);
  • учитывать, что образы могут вызывать различные состояния, влияющие на ученика как позитивно, так и негативно, поэтому все образы должны быть природосообразны, т. е. ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов должен быть учащийся с его конкретными особенностями и уровнем развития;
  • предложить учащимся сделать свой опорный образ символом новой информации, мысленно нанести новую информацию на образ, подключая все каналы восприятия.

Первый этап реализации технологии, в результате которого происходит знакомство с новым материалом на основе личного опыта и выбора учащегося. На втором этапе новая информация обсуждается, в результате чего осознается учащимися через логическое осмысление. На третьем этапе организуется коллективное обсуждение, и материал интериоризируется (усваивается учеником во внутреннем плане действий). При выполнении практических упражнений и творческих заданий уже формируются ассоциативные связи, образ запоминается. Последний этап – рефлексия, на котором моделируются способы использования учебной информации на практике. Важно отметить, что последние три этапа могут происходить уже без участия просветителя. Рефлексия может происходить и во время создания коммуникативной среды, в нашем случае – на итоговом празднике.

Цикл тематических встреч проекта для учащихся основной и старшей школы «Личность в истории»:

  1. Сергий Радонежский
  2. Адмирал Федор Ушаков.
  3. Св. прав. Иоанн Кронштадский
  4. Святитель Игнатий Брянчанинов.
  5. Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова.
  6. Богатыри Руси. Илья Муромец
  7. А.В. Суворов – великий полководец
  8. Георгий Жуков- маршал Победы.