Проект для родителей: «Серьезный разговор». Тема: Влияние компьютерных технологий на становление личности детей и подростков

Еще 10-12 лет назад родители, беззаботно уступая просьбам своих чад, приобретали игровые приставки или даже компьютеры и наивно полагали, что они приобщают детей к благам цивилизации, развивают его интеллектуальные способности, то сегодня подавляющее большинство жалоб в психологической консультации связаны с чрезмерным увлечением компьютером. Кибермания растет с пугающей быстротой и приобретает характер своего рода эпидемии.

В книге Медведевой и Шишовой “Ребенок и компьютер” приведено интервью с практическим психологом, руководителем психологической службы, в котором он свидетельствует о стремительном росте обращений родителей по поводу патологического пристрастия детей и подростков к компьютерам. Он даже жалуется , что его профессия – практического психолога стала менее творческой, а он превращается в автомат. Входит один человек, другой , третий и все говорят одно и то же: “Был хороший мальчик, Купили на свою голову компьютер – и началось. Учиться прекратил, грубит, хамит, дерется, стал неуправляем. Мы не знаем, что делать”.

Родителей все больше волнует то, что увлечение компьютером начинает доминировать, вытесняя приобщение к культурным и эстетическим ценностям, художественной литературе и даже все естественные потребности, включая сон и принятие пищи, общение с друзьями.

Распространенные ошибки родителей

Сначала попустительское отношение родителей, когда они не придают значения страстному увлечению ребенка, или используют компьютерные игры в качестве поощрения (например, за хорошие оценки в школе)

Позднее, когда постепенно и незаметно утрачивается контроль над ситуацией, родители впадают в растерянность и признаются в своем бессилии перед зависимым поведением ребенка

Для того, чтобы у родителей возникла сильная мотивация борьбы с этой страстью (и у себя и у детей), важно осознать глубокие корни и понять психологические и духовные причины возникновения патологической зависимости.

Самый распространенный барьер и препятствие – это косность мышления и стереотипность взглядов как родителей, так и многих учеников. Чаще всего можно слышать, что компьютер – это жизненная необходимость, что все играют, что ребенка невозможно отлучить (оттащить ) от компьютера. Все разговоры в данном случае сводятся к сомнениям и затруднениям в реализации профилактики кибераддикции.

Но если родители с помощью просвещения и самостоятельного изучения проблемы убеждаются в том, что компьютер при определенных условиях таит смертельную опасность, то постепенно находится и готовность и решимость решать проблему и преодолевать все затруднения.

Психологи называют конкретные проявления компьютерной зависимости в поведении детей и подростков:

  1. Падение познавательных и социальных интересов
  2. Снижение учебной мотивации
  3. Резкое снижение учебной успеваемости
  4. Сворачивание дружеских контактов
  5. Ребенок (подросток) готов день и ночь сидеть за компьютером и бурно протестует, против любых попыток хоть как-то ограничить его в этом.
  6. Он становится крайне раздражительным, вплоть до агрессивности
  7. Работоспособность (интеллектуальная и физическая) резко снижается, это связано что перегружаются зрительные анализаторы и это оказывает угнетающее воздействие на центральную нервную систему.
  8. Это отнимает у растущего индивида ресурсы, необходимые для развития, общения и умственных занятий, а также духовного и эстетического развития (развития души)
  9. Увлечение агрессивными играми-стрелялками вызывает у детей и подростков девальвацию ценности всего живого
  10. Обесценивание жизни в виртуальном мире приводит к жестокости в реальном мире (пример с игрой по уничтожению насекомых)

Психологию здорового ребенка и подростка отличают:

  1. Жизнелюбие,
  2. Трудолюбие,
  3. Любознательность,
  4. Человеколюбие (способность к состраданию, миролюбие).
  5. У киберзависимого ребенка мы можем отметить поражение по всем этим параметрам:
  6. Обесценивание всего живого, включая себя самого ( вплоть до потребностей своего организма),
  7. Атрофия привычки трудиться и находить в этом смысл и удовлетворение,
  8. Падение познавательных интересов и сабботаж учебной деятельности,
  9. Замкнутость на себе, равнодушие и холодность к людям.

В итоге ребенок (подросток) превращается в безвольную биологическую машину, по существу – придаток к компьютеру.

Возможна ли реабилитация? Не только возможна, но и необходима.

Какие дети имеют особую предрасположенность к компьютерной зависимости?

Самое главное – личностная незрелость. Здесь, конечно, есть и биологические причины задержки роста личности, и какая-то психическая неполноценность.

Можно установить корреляцию видов зависимости с личностным преморбидом. Скажем, психически неустойчивых подростков больше привлекает возможность сиюминутного получения удовольствия, информации и т.п. подростков эпилептоидного плана разработчики компьютерных игр подлавливают на азарте, на увлечении материальной стороной жизни и, конечно, на агрессивности. Шизоидам, которые плохо приспосабливаются к реальности, предоставляется возможность фиктивного овладения иллюзорным миром. А приманка для истероидов – это общение в сети, когда они могут примерять для себя разные роли, представать в разных обличьях и таким образом пытаться изжить свои комплексы. Но вообще-то эта проблема требует отдельного изучения.

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже.

06

Вариант отсутствия компьютера дома. В некоторых домах состоятельных людей не держат компьютеров и видеотехники, чтобы не вводить в искушение детей, а свои дела при помощи компьютера они выполняют на работе в рабочее время. Вечера и выходные дни посвящаются общению с семьей. Общение с семьей при этом рассматривается как самостоятельная и очень значимая ценность.

Ограничение его доступности для ребенка. Ведь ребенка хорошие родители обязательно ограждают от просмотра взрослых фильмов и телепередач. Значит это можно сделать и с компьютером. Однако это можно сделать при том условии, если сами родители не просиживают вечерами за компьютерными играми (особенно папы). Сейчас появилось такой термин как “кибервдова” т.е номинально муж есть, но он умер для семьи, так как он сидит в интернете или не может оторваться от ролевых игр, то есть уже стал кибераддиктом.

Необходимо отметить, что важно продумать обоснование, почему Вы не разрешаете ребенку играть в компьютерные игры, тогда как Вася или Петя целыми вечерами играет – и ничего. Обоснованием может быть следующее:

Вред для физического и психического здоровья. Можно прямо поговорить с ребенком об актуальной для многих проблеме быстрого формирования зависимости от компьютерных игр и о последствиях этого;

Можно в качестве обоснования привести примеры стрелялок , в которых человек совершает виртуальное убийство. Для верующего ребенка вполне понятным будет объяснение, что это грех (как мы молимся: делом, словом, помышлением; и что виртуальное убийство – тоже убийство);

Можно поговорить с думающим неиспорченным еще ребенком о том, что некоторым выгодно развращать и портить детей и поэтому в рекламу в интернете, в компьютерных играх столько зла, насилия, бессмысленной войны ради игры. Это может стать поводом к обсуждению того, а что значит воин Христов и может ли он во всем этом участвовать? Важно побудить ребенка принять сознательное собственное решение не участвовать в этом кошмаре компьютерного беспредела . На этом этапе еще можно это сделать, пока у него нет опыта участия в компьютерных играх (бродилках, стрелялках). Принцип такой же как с наркотиками: принять решение никогда не пробовать и тогда не будет соблазна, не будет тянуть. Вы же не дадите сами ребенку попробовать пива или водки;

Создавать с раннего возраста установку: “Компьютер – это суперсовременный инструмент для профессиональной деятельности и творчества, для оперативного сбора и обработки информации, для редактирования текстов, написания рефератов, создания презентаций, видеофильмов, создания электронных книг, записи стихов и рассказов. При этом компьютер может стать центром общения с родителями в процессе решения разных очень интересных творческих задач: создания компьютерных мультиков, поздравительных открыток, флэш-презентаций, фотоальбомов, картинных галерей, энциклопедий, для создания рисунков и т.п.;

Проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности.

Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (сноуборд, выходы за грибами, походы на байдарках, лыжи, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Если задуматься, то ведь все дело наверно в лени и душевной немощи нас, родителей, но главное – что многие сами уже приобрели зависимость от компьютера. Так кого же они могут спасти или уберечь?

Categories: Новости

Поделиться: